Перед нанесением консервирующего покрытия или пропиткой консервантом предмет необходимо тщательно просушить. Для предотвращения следов от подтеков воды музейные предметы после промывки вытирают хлопчатобумажной тканью, предварительно тщательно выстиранной. Затем металл сушат в сушильном шкафу при температуре 60-80°С (всегда лучше вакуумный сушильный шкаф), феном или в камере с инфракрасными лампами. Если на предмете есть другой материал, то надо учитывать его термостойкость.
Сушка археологического предмета, с которого удалены продукты коррозии, - ответственная операция, так как в пористом металле влага удерживается капиллярными силами. Полностью минерализованный металл способен удержать еще большее количество влаги. Сразу после сушки следует консервация.. Если по какой-либо причине консервация не может быть проведена сразу, то предмет надо хранить в эксикаторе с силикагелем или в сушильном шкафу при температуре 25-30°С. Нельзя допускать охлаждения металла, хранения предмета в условиях относительной влажности выше 25%. Качество консервации зависит в большой степени от тщательности сушки. Известно, насколько быстро очищенное железо снова покрывается ржавчиной, поэтому консервация в большой степени ответственна за дальнейшую сохранность предмета. Способ консервации подбирается в зависимости от вида экспоната, климатических условий, в которых он будет храниться, условий экспозиции. Консервирующими материалами для музейных предметов из черных металлов являются смазки, силиконовые или жировые (преимущественно с ингибиторами), выпускаемые промышленностью, смолы или лаки в органических растворителях, воске. Хорошо зарекомендовала себя двойная консервация - сначала пропитка раствором лака или смолы, затем воском. После сушки воск располировывают.
Для консервации археологических предметов применяют лаки или воски, или их сочетания, пропитывая предметы в вакуумном термостате при повышенной температуре. Если нет возможности погрузить предмет в консервирующий раствор, то применяют следующий способ: предмет нагревают в термостате до 80-100°С и на горячую поверхность наносят 3% раствор лака из капельницы или кистью, но так, чтобы лак стекал с нее. На пористом предмете он должен пройти насквозь и выступить с другой стороны. Пропитанный предмет высушивают сначала при комнатной температуре в течение суток, а затем несколько часов при 80-120 С. Затем наносят лак более высокой концентрации, например 4%-ной.
В качестве консерванта используют поливинилбутираль марке М в смеси бутилового и этилового спиртов или толуола и изопропилового в соотношении 1:1, полиэтиленовый воск марки ЛВ-200-в ксилоле, эпоксидный лак ЭП-298 и др. Мелкие археологические предметы пропитывают воском следующим образом: предмет, который прошел все стадии обработки, укладывают в сосуд, дно которого залито застывшим микрокристаллическим воском, и при комнатной температуре помещают в вакуумный термостат. После достижения необходимого вакуума (10 -4 мм рт.ст.) температуру повышают до 100-110°C, при этом предмет погружается в расплавленный воск. Под вакуумом предмет должен находиться 24 часа. Затем предмет вынимают из горячего воска. Излишки воска снимают с поверхности.
Источник:
РЕСТАВРАЦИЯ МЕТАЛЛА. Методические рекомендации. ВНИИР. сост. М.С.Шемаханская М., 1989