Спасем для мира красоту

+7(495) 201-36-53

Реставрация мозаики из латуни, черепахи и кости в технике Буль

 

Реставрация сложной мозаики из, черепахи, латуни и кости в технике, называемой Буль.

Мозаика называемая Буль, или чаще про неё говорят маркетри по технике Буля, является реставрационной работой высшей сложности, следовательно, выполнять ее необходимо с особой тщательностью.

Соколова Т. в своей книге « История реставрации мебели XV-XXвеков» приводит описание творческой деятельности известного мастера мебели Буля.

Андрэ Буль (1643-1733), фламандец по рождению, был мастером мебели короля. Буль был так известен, что его имя теперь является нарицательным для названия некоторой мебели. Мебель Буля, соответствовала стилю прошедшей эпохи, и была величава и монументальна. Это крупные , столы, шкафы, , стоячие часы, комоды и другие. Андре обычно использовал фанеру для мебели черных тонов и украшал разным набором. Тончайшие завитки, узоры и листья, вырезанные из олова, меди, и серебра, появляются на фоне из отполированной черепахи. Вся это красота подчеркивается большими украшениями из золоченой прочеканенной бронзы. Иногда мастера делают вставки из цветных стекловидных сплавов. Для таких работ великий Буль изобрел следующий сложный технологический метод: две тоненькие доски – медная и черепаховая - слегка приклеиваются друг к другу, на одну из которых наносится необходимый узор, который сразу пропиливается сквозь эти доски, потом доски распадаются на две узорчатых. Вкладывая потом медный орнамент в черепаховый тон, и наоборот, получается тройная выигрышная работа: тончайшая пригонка деталей друг к дружке, возможность сразу создавать 2 предмета одновременно и, наконец, полнейшее отсутствие множества отходов, что очень важно при работе с ценными материалами. Эта техника не является изобретением Буля - она давно известна, но этот мастер усовершенствовал её, и пользовался ею с огромным успехом, так что это изобретение стало носить именно имя Буля

Буль А. владел собственными мастерскими, где работал со своими 4 сыновьями, они продолжили его дело после смерти отца. Мода на такие произведения утихла в середине 18 века, но во 2-ой половине 18 века начала возрождаться и вызывала множество подражательных качественных произведений из мебели, которые были выполнены искуснейшими мастерами.

Маркетри имени Буля – это декоративное художественное украшение для мебели из древесины с разными физическими качествами, приклеенными на основу из еловой или сосновой древесины. Изменение температуры и влажности верхней части мебели разной по свойствам дерева, часто приводит к разрушению мозаичного узора, выполненного в стиле Буля. Помимо деформирования каркаса наиболее часто распространенными повреждениями на мозайке является отслоение облицовки, утраты, и в основном из меди латуни. Они очень плохо приклеиваются к древесине, отслаиваются от нее и теряются, тогда, когда древесина расширяется или сжимается, то есть когда оно набухает или усыхает от влаги. Панцирь черепахи по своим качествам ближе к дереву, чем металл, гораздо лучше клеится к основе, но он также и коробится и растрескивается, так-же как и дерево, от действия влаги, что может привести к разрушениям деталей из черепахи. Вместе с тем при наличии множества повреждений фанеровочной поверхности маркетри имени Буля необходимы радикальные мероприятия по реставрации. В этом случае есть два этапа решения реставрации мебели: поверхность поврежденная маркетри должна быть отремонтирована или полностью, или частично.

1. Полная отслойка маркетри - это нежелательная сложная операция, потому что поверхность мозаики теряет истинное свое художественное покрытие, но часто это неизбежно. До начала отклейки оставшихся нескольких частей узора необходимо зарисовать на кальке узор, т.е. проделать прорись. Сначала отклеивают элементы из металла, предварительно отмачивая их кистью с водой или спиртом. Поднимают металлические пластинки ножом с осторожностью, чтобы их не сломать. Затем отклеивают части из черепаховых деталей, пользуясь для этого влажной тряпкой нагретую утюгом, или тканью пропитанной спиртом. Нагревать и увлажнять надо очень осторожно, для того чтобы пластины не коробились. Если черепашьи пластинки приклеены на бумагу, то надо их отклеить так, чтобы подлинные красочные слои на пластинках сохранились.

Иногда часть или всю мозаику, состоящую из черепахового панциря и частей металла, можно отклеить спиртом. Чтобы узор набора не распался, ее поверхностную сторону сначала заклеивают картоном.

Это немного упрощает задачу реставрации и восстановления узора. Если пластинки черепахи покоробились, то необходимо их немного нагреть под горячим паром и оставить под прессом. При удалении частичек старого непригодного клея под деталями панциря нужно сохранить прежнюю подкраску на внутренней стороне, а если она испорчена, ее восстанавливают. Поврежденные элементы из меди и латуни рихтуют маленьким молоточком и выравнивают стальными толстыми пластинами, зажимая их слесарными тисками. Cнятые и выправленные в хорошем состоянии части располагают на предыдущих местах где сохранились очертания на основе. Установленные детали с лицевой части мозаики фиксируются полосами из клеевой плотной бумаги.

Если монтаж закончен, детали фиксируются клеевой бумагой с тыльной стороны узора с последующим устранением подклеек на лицевой части набора.

2. При восполнении утрат реставратор сталкивается с трудностями но набору пород древесины и панцирей из черепах подходящими по виду утратам. Эти сложности можно преодолеть, тонируя заготовленные детали из панциря и древесины. Рисунок недостающего элемента переводят на заранее подготовленную по цвету и толщине пластину из черепашьего панциря и пропиливают лобзиком.

После выпиливания элемента, ее поверхность равняют напильником, затем отшлифовывают наждачкой до гладкого, отполированного состояния.

Прорись элемента узора сложнейшей конфигурации и очень большой поверхности приклеивают также на пластину из черепашьего панциря размерами немного побольше прориси, на неё в свою очередь приклеивают специальным клеем на фанеровочную часть толщиной в 2 мм. Наклейка на фанеровочную поверхность нужна во избежание коробления и раскола панциря во время пропиливания. Отделение черепашьей пластинки от фанеры происходит при помощи теплой воды без особых трудностей.

Восстановление утрат мозаики имени Буля из рога или кости выполняют так же, как из панциря черепахи. Металлические утраты из латуни, меди, серебра, олова выполняются также. Прорись приклеивают на лист металла, который в свою очередь приклеивают на фанеру. Металлические листы должны быть очень мягкими и соответствующими по толщине тонким пластинкам из панциря черепахи, рога, кости и других различных материалов мозаики. После пропиливания лобзиком утрат их помещают в теплую воду на некоторое время и лезвием ножика отсоединяют металлические части от фанеры. Потом для правильной установки готовых вставок, а также для четкой их установки, вставки обрабатывают напильником.

В случае образования маленького стыковочного зазора между частями набора их необходимо залить раствором расплавленного шеллака в цвет панциря черепахи. При этом необходимый красивый тонировочный цвет шеллака выполняется при разной продолжительности его нагревания. Чем больше нагревают шеллак, тем больше он темнеет.

В своём творчестве реставратор встречается с экспонатами, на которых полностью утрачена мозаика, выполненная в стиле Буля. В таком случае её восстанавливают маркетри, если есть рисунок подобного узора. Эту прорись приклеивают на пластину черепахи необходимой площади, заранее склеенной с листами фанеры и латуни по 3 мм. Заранее заготовленную площадь черепаховой пластинки изготавливают из маленьких кусков панциря. Кусочки прижимают между нагретыми толстыми латунными или медными пластинами сквозь плотный картон, после охлаждения пластины хорошо соединяются и выравниваются.

Из полученных склеенных деталей выпиливают столярным лобзиком набор для вставки и фона. Вставляя в полученные прорези один лист из другого, получается необходимая утраченная мозаика, которая наклеивается лицом на бумагу.

Образующиеся зазоры после пилки лобзиком нужно заполнить специальной мастикой, окрашенной под цвет черепашьего панциря. Эту мастику изготавливают из порошка черепахи, получаемого при специальной обработке.

Прежде чем приклеивать выпиленный узор, нужно его подготовить для наилучшего склеивания лицевой стороной металлического узора к основе деревянной мебели. Для этого приклеивающую поверхность из металла царапают мелкозернистой шкуркой или ручным напильником для получения шероховатостей. Внутреннюю часть черепашьего панциря тоже обрабатывают шкуркой, но сначала выравнивают. Потом, если нужно, панцирь немного подкрашивают гуашью.

Кроме этого, перед склейкой полученного узорчатого набора, необходимо проверить насколько ровной является его лицевая поверхность

Для выравнивания поверхностей применяют несколько приемов: набор кладут лицевой поверхностью на ровную часть листа алюминия. На обратную часть поверхности окрашенным клеем приклеивают картон того же цвета, что и панцирь черепахи. Бумагу покрывают 2—4 мм мягкого картона, затем кладут металлический лист. Все это помещается под пресс и потом очень сильно прижимают, далее оставляют в таком положении на некоторое время.

Бумага под прессом выдавливает неровности с оборотней стороны, а верхняя сторона под большим давлением становится достаточно плоской и выравнивается. После поднятия картона на плотной бумаге с оборотней стороны узора видны рельефные неровности на поверхности, эти неровности устраняются специальной шкуркой.

При том, что с выступающих элементов бумага ошлифовывается, оставаясь, обычно, в углублениях черепашьих частей и немного реже в частях металлических. В результате этой работы поверхности с двух сторон узора становятся плоскими и ровными. При наклеивании и установке узора маркетри в стиле Буля у реставраторов часто возникают сложные проблемы, каким воспользоваться клеем .

Столярный костный обычный клей отлично склеивает черепашьи пластины и обеспечивает прочность узора, но это недостаточно для удержания частей пластин из меди и латуни. Использование синтетического клея на основе специальных эпоксидных смол очень нежелательно, ведь он нарушает обратимость реставрационных работ. Со временем такой клей портится, эластичность нарушается, что приводит к отклеиванию частей мозаики, а также к растрескиванию и короблению основы. Алькуф Даниэль в своей работе «Мебель на реставрации» пишет: «В Лувре реставраторы в течение нескольких лет для склеивания маркетри в стиле Буля за основу использовали виниловый клей». Сейчас этот специальный клей называют поливинилацетатный дисперсией, который представляет из себя сметанообразную однородную белую жидкость, которая является продуктом винилацетата в водяной среде.

Клей поливинилацетатный хорошо приклеивает древесину, особенно очень пористую, но, так как, он неконтактный и долго схватывается, то требуется длительная выдержка под давлением.

На процесс приклеивания могут повлиять кислотные протравы и красители, применяемые для окрашивания набора. Кроме этого, на металлической склеиваемой поверхности появляется окисление, поэтому клей ПВА не стоит применять при мозаике и в других сложных реставрационных делах и работах. Кроме того, использование поливинилацетатного клея исключает возможности повторных реставрационных работ.

Как показывает практика, лучшим клеем для маркетри в стиле Буля оказывается рыбий клей или смесь клея осетрового со столярным. Он дает надежную оклейку и не нарушает правил обратимости.

Некоторые мастера-реставраторы дополнительно закрепляют металлические элементы маркетри в стиле Буля тоненькими гвоздиками из латуни. Такое часто встречается на старых экспонатах. Но этот метод крепления оказывается неоправданным если значительно меняется температура и влажность хранения мебели.

После склейки набора и удаления фиксирующего сложного устройства с лицевых поверхностей маркетри снимают клейкую ленту и след от нее. Потом можно отреставрировать гравировку, если оставленные следы позволят восполнить утраченную часть рисунка. Восстановленные гравировки замазывают мастикой, которую изготавливают из клея, окрашенного черной краской с добавлением обыкновенной сажи.

Можно пользоваться темным воском или черными чернилами, смешанными с шеллачным специальным лаком. Мастику наноносят шпателем с маленьким «резервом» на усадку три или четыре дня и потом шлифуется .

Шлифовку производят мелкозернистой шкуркой , очень аккуратно, чтобы не повредить черепахового панциря рисками .

По окончанию мозайка полируется , для полировки можно использовать современные автомобильные полировальные пасты , а также алмазные средства полировки применяемые для полировки металла.


2012, Реставрационная мастерская «Ars Long»

 телефоны: 8(495) 201-36-53,  8 (926) 468-04-06 .

Яндекс.Метрика   Рейтинг@Mail.ru