Спасем для мира красоту

+7(495) 201-36-53

Восполнение декоративных резных деталей из массива дерева

 

Во время изготовления  мебели для ее  наилучшего украшения с былых  времен использовали все доступные  виды  деревянной резьбы. Среди них также  выделяют несколько видов : плоский вид  резьбы,  лежащий в одной с фоном плоскости , и так называемую  рельефную, то есть  выступающую как бы  фоном; еще  плоскорельефную, или так называемый   плосковыемчатый вид  резьбы,  у которой  более низкие рельефные точки которые расположены ниже основного  фона, в то время как  верхние  находятся  на  уровне.   В  их нее  число  однако входит не  одна только резьба на прямых  плоскостях, но также  и на криволинейных,  вогнутых и выпуклых . Фоном однако  принято именовать поверхность  изделия, где  врезаны орнаменты или  растительного или животного  вида ,жизненных и  общественных и явлений.

 

Из всех этих элементов образуются  различные по ритмам  строи орнамента:  так называемые сетчатые,  которые связаны  с движением  элементов в вертикальном  и горизонтальных  направлениях; есть также  орнаментальная полоска , по другому называемая  фриз в изделии, которая  развивается  в одном направлении; а также  розетка -  это  вид замкнутого  орнамента находящийся в правильного многоугольника или в пределах круга ;  а также замкнутый орнамент,  который заключен композицией в рамках  изделия, -  панели или панно.

 

Рельефная и плоская резьба часто используется в декоративных и художественных изделиях по дереву и по различным видам её выполнения делится на такие виды как: скульптурную, геометрическую, накладную, контурную, рельефную завальную, прорезную.

 

Резьба геометрическая является более простой по технике и форме исполнения. Её выполняют в виде выемок трех или четырехгранных, которые образуют узор из разных фигур – шашки квадратные или прямоугольные, звездочки,  очерченные по окружности или прямые, в розетке или  орнаменте. Эти узоры вставляют в фон под разными углами стамеской, скальпелем или ножом-косяком.

 

Резьба геометрическая отличается от разных других способов резьбы огромным разнообразием видов художественной отделки деревянных поверхностей, ее малая глубина орнамента не нарушает общего вида художественной отделки экспоната.

Резьба контурная на поверхности выделяется от других видов резания маленькими выемками. Весь рисунок становится резким и узким без светотеней, но красота и форма  орнамента придает глубокую выразительность узорам. Неточность в изображении и прорезке орнамента уменьшает декоративность рисунка. Резьба контурная используется больше всего в различных изобразительных узорах: животных, листьях, птицах, цветах и других рисунках. Такая художественная резьба используется часто в сочетании с разными видами - с завальной, геометрической, и ещё с росписью.

При использовании резьбы контурной ножом делают  прорези  тонкой линией в двух способах: изначально с внешней, а потом с внутренней части рисунка с уклоном ножа к средней части изображения. Частям срезов необходимо быть очень чистыми и  ровными , края у изображения не поврежденными. При технике такой резьбы нужно использовать уголок-стамеску, она требует много внимания и опыта.

Резьба завальная - выполняется в работе резьбы контурной, но выемки двугранные  вырезаются очень глубокими, а их края закругляются.

Очень часто, со стороны изображения выемки вырезают и закругляются круче, а с другой стороны рисунка более полого. В результате чего на изображении появляется световая тень, которую нужно усилить для этого подкрасить морилкой впадины, а  также отшлифовать и высветить выпуклую сторону резьбы, а затем для большей декоративности

  резьбы  отполировать.

Резьба рельефная - резка по дереву различных украшений, фон должен выступать на 8 см и выше. Она изготавливается путем вырезания плоского изображения, оставленного в более углубленном орнаменте и разнообразных выемок на фоне этого рисунка. Резьба рельефная очень четко и выигрышно выступает над орнаментом, что необходимо для лучшего  проявления формы изображения и обогащает орнамент игрой теней.

Она очень интересна и художественно декоративна по сравнению с остальными видами резьбы плоскорельефной. В композицию изображения рельефного изображения может  входить огромное количество мотивов: животные и  растительные образы, различные вазы, а также эмблемы, интересные детали и разные элементы. Резьба такой сложности требует от художника-реставратора мебели высокохудожественного чутья, острого глаза, опыта в работе и твердости рук, а также мастерства в работе с  инструментами. Резьбу с  низким рельефом  принято называть  барельефной , а с более менее  высоким рельефом -  называют горельефной. Раньше  рельефную резьбу, отличительной чертой которой является более  большая декоративностью и выразительность , широко применялся  для украшения произведений  прикладного искусства  и художественной мебели  основных классических стилей. 

Резьба называемая прорезьбой - выполняется в  технике плоскорельефной т (с  так сказать плоским орнаментом) или в стиле  рельефной резьбы, которая не имеет  фона.

Делается она точно  так же, как и  другие , - с помощью  рисунка, но для начала удаляют фон.  Резьба  прорезная с плоским орнаментом использовалась для украшения антикварной  мебели семнадцатого  века,  немного позднее также довольно широко использовалась в разные  стилевые интервалы  изготовления  художественной мебели. Резьбу прорезную  иногда могут  дополнять  контурной резьбой, в реставрации мебели ( ширмах шкафчиках) сданной под нее в качестве фона  погли подкладывать яркую материю.

Резьба накладная  - это резьба прорезная, ее прикрепляют и накладывают  к деревянной части мебели. Данный вид резьбы очень широко использовали  в качестве украшения фанерованных  деталей мебели,  тем самым придавая  ей  более высокие декоративные свойства.

. 

Скульптурный  или по другому(объемный) вид  резьбы - это работы но дереву,  ноне имеющие  четкого орнаментальный ритм украшений, но при этом  не связанные с  основным фоном изделия, конечно же  за исключением барельефа,  не пременно  отрывающегося от основного  фона. Также  в отличие от одностороннего вида  изделия в  так называемой плоскорельефной  резьбе, а в случае при объемной - изображение словно  отрывается от основного фона и у него становятся элементы схожие с круглой  резьбой скульптуры.

При проведении  реставрационных мероприятий  по  восполнению  утрат  следует осторожно  относиться к  оригинальному авторскому замыслу, не нарушая его как в деталях, так и в целом.

В изготовлении  художественной фанерованной и деревянной  мебели ценных  древесных пород -  красного дерева, ореха карельской березы и прочих , украшения делали  из той же самой  древесины.  Именно поэтому и реставраторам при выполнении работ по  восполнению утрат резных фрагментов  необходимо придерживаться  этого  правила,  и более того, для сохранения  декора очень  важна качественная  подгонка древесины для восполнения  по текстуре  и цвету , а также отделка шеллачными политурами и прозрачными лаковыми покрытиями.

 Но кроме утрат различных  резных фрагментов ,значительными,  и порой особо  часто встречающимися  дефектами являются:  сколы,  вмятины ,трещины на подлокотниках, ножках кресла или дивана,  стула.

 

Сколы необходимо  восполнять из  кусочков древесины такой же  породы; их прикрепляют  столярным клеем на  заранее подготовленное место с таким же  расположением   под прижимным приспособлением. По завершении  высыхания клея вставкам  придают необходимую  форму.  Небольшие вмятины, можно удалить  подшлифовкой, однако  этот прием можно  отнести  к нежелательным или  вынужденным.

 

 Небольшие трещины и прочие  дефекты на резьбе , выполненной из  цельного массива древесины,  в случаях , если не удается заделать вставками из аналогичной  породы дерева, восполняются шпатлевкой, сделанной  из древесной муки. Однако  при этом  не стоит  забывать, что  мука в  шпатлевке темнеет.

Утраченные фрагменты  резьбы восполняют при наличии  одинаковых симметричных элементов или точных аналогов на том же изделии  из того же  набора гарнитура.

Восполнение утрат  наклонной резьбы, обычно , не вызывает особых  затруднений.   На месте утрат обычно  остается след  более темного цвета, чем  фон лакового покрытия . Причиной этого является неодинаковое воздействие  солнечного света на  общее лаковое покрытие  поверхности и места под  резьбой. В таком  случае делают из  бумаги шаблон  утерянной  детали.   Шаблон  нужно наклеить  на  доску  породы  дерева аналогичной той, из которой сделана  мебель. Очерченные  контуры детали изготовляются с помощью  лобзика. Выполненная  заготовка обязана иметь несколько более  большие размеры , дабы при дальнейшей ее обработке подходить по  размеру оригинальной вещи.  В случаях когда утраченный  фрагмент имеет  более сложный рельеф или форму, то  модель,  симметричная или аналогичная утраченной, очень  тщательно измеряется  и вырисовывается, а при крайней необходимости, можно  вылепить её из  пластилина  для того, чтобы  более точно выполнить рельеф и форму прежней детали.

 

При восстановлении очень сложной резьбы  скульптурной и рельефной, когда нужно точно передать авторскую мысль, целесообразно эту важную работу оставить реставраторам  мебели по резьбе. Эта работа делается  вручную и используют для этого различные инструменты: лобзиковые и выкружные  пилы, стамески, долота, сверла, напильники и рашпили, крючковатые резцы, круглые стамески и другие. Поэтому  эти инструменты после  того как их глубоко опилили специальной  пилой подготавливают к  заготовке до необходимого размера по ширине и высоте детали, проверяя постоянно размеры в более характерных частях по вылепленной из хорошего пластилина  части модели. Заготовленную резную часть детали наклеивают на выровненное, подготовленное место части реставрируемой  детали мебели. Для  усиления  соединений пользуются нагелями. После всех восстановительных работ утрат декоративной  художественной  резьбы нужно подготовить необходимые поверхности этой мебели для отделки лаком с тем же выявлением некоторой текстуры дерева и с тем же глянцем и цветом поверхности, из  которых состоит реставрируемая  часть мебели. Отделка разных резных частей деталей мебели состоит из обычных процессов: тонирование, шлифование, удаление различного ворса, покраска, отделка лаком.

 

Изготовление утрат мебели контурной, геометрической, резьбы, с ровной   поверхности, вручную шлифуют  шкуркой  на бумажной основе  и небольшой  зернистостью в  вдоль волокон . Резьбу из  пород дерева можно  шлифовать   мелкой шкуркой вручную, учитывая  направление волокон  и кривизны рельефа. На твердой древесине резьбу  шлифуют  гораздо более крупной наждачкой   и, также с  осторожностью, максимально стараясь  не заваливать рельеф.

После шлифования   резьба обеспыливается кистью с щетиной, затем  , для устранения  «ворса», поверхность  детали смачивают  небольшим слоем, двух – трех процентным  раствором  клея, при этом стараясь не заливать углубления. По высыхании  клей удаляют  вместе с поднявшимся «ворсом»   шкуркой легкими движениями в н древесины. Образовавшуюся  пыль вытирают  кистью.

 

Тонирование  утрат производят как спирторастворимыми , так и водо растворимыми  красками. Раствор небольшой концентрации  наносят  в несколько приемов при этом цвет должен быть несколько светлее оригинала. Тут следует принимать во внимание , то что  красители  растворимые в воде ,  обычно сильно проявляют текстуру дерева  и усиливают цветовую насыщенность. Под влиянием лака цвет может  усилиться.  В связи с этим  предпочтение чаше всего  отдается спирторастворимым краскам , к тому же  они дают возможность нанести финишные  тонировки по лаку.  Более подробно методику  тонировок спиртовыми красителями можно прочитать  в разделе  о выполнении мастиковых  и тонировочных работ  в реставрации мебели.


2012, Реставрационная мастерская «Ars Long»

 телефоны: 8(495) 201-36-53,  8 (926) 468-04-06 .

Яндекс.Метрика   Рейтинг@Mail.ru