Материалы декоративные.
Использование разных декоративных узоров в изготовлении мебели имеет многовековую и давнюю историю. Наиболее известные в прошлом типы декорирования мебели - наборное дерево и резьба , роспись токарная обработка. Для различного украшения мебели очень широко использовались интарсия и маркетри, которые представляют из себя декоративную мозаику
При реставрации сложных декоративных частей, которые ранее изготовляли из панциря, кости, перламутра, черепахи, необходимо использовать те же самые материалы. Только в некоторых ситуациях, при отсутствии необходимых материалов, их начинают имитировать.
Инкрустацию, например можно сымитировать фисташковым лаковым покрытием с подцветкой масляной художественной краской, черепах - эпоксидной подкрашенной смолой.
Шпон. Для исполнения наборного декоративного дерева в маркетри технике применяют множества дерева в форме шпона. Шпон - это вид продольной прорезки дерева однородной твердости, что нужно для полировки.
Шпон для художественной мозаики должен быть твердым мелкослойным, с не четким рисунком.
Породы дерева с выразительной крупной текстурой – карагач, палисандр и др. - применяются для набора красивых крупных деталей. Породы со слабовыраженной однообразной текстурой – клен, груша, береза - для наиболее мелких частей.
Кость для декоративной инкрустации должна быть непросвечивающей и белой. Более пригодна и доступна кость наиболее крупных домашних и диких животных. Кость является дорогим и прочным материалам, следовательно, её экономно расходуют.
Для смягчения кости ее кладут в кислоту фосфорную, Через несколько минут кость делается довольно мягкой и ей сразу придают необходимую форму. При охлаждении кости затвердевают. Этот метод рекомендуется для применения мелких костей, а крупные детали выпиливаются из больших костных пластин по конфигурации и размеру.
Перламутр - материал природный происходит от морских животных. Его получают, из моллюсков и раковин. Снаружи раковины всегда с шероховатостями, а внутри гладкие.
Перламутр бывает нескольких видов:
Перламутр белый встречается в толстых и больших раковинах, его отлично подкрашивают. А для изготовления зеленого перламутра готовят смесь из серебра азотнокислого и воды дистиллированной в соотношении 2: 50 (по весу). Декоративные вырезанные элементы обезжириваются спиртом этиловым и помещаются в раствор, специально приготовленный и выдерживаются в нем 24 часа. Потом их выставляют на солнце, и под его действием через какой-то промежуток времени перламутр окрашивается зеленым цветом. Для окраски синим цветом перламутра его изначально вымачивают в специальном растворе, изготовленном из одной части калия карбоната, десяти частей воды дистиллированной, нагревая этот раствор до 65 градусов. Выкладывают в этот раствор перламутр и держат в нем около одного часа, при этом поддерживая температуру все это время. После этой процедуры перламутр отмывают проточной водой и высушивают. Потом для окрашивания изготавливают раствор из 2 частей красителя анилинового синего тона и 125 частей спирта. Изготовленный раствор разогревают до температуры 30 градусов и сохраняют ее в течение 13 часов. Далее добавляют к раствору воду дистиллированную (в 9 раз больше изготовленного объема) далее процеживают сквозь марлю. Опущенный в такой краситель перламутр сильно впитывает раствор спирта и прокрашивается. Очень густые растворы делать не нужно, так как краска получится темноватой;
преимущественно перламутр подкрашивают слабыми растворами. Перламутр, окрашенный обильно омывают водой проточной и высушивают. Самоцветный декоративный перламутр чаще всего можно повстречать в небольших тонких раковинах. Этот перламутр больше подходит для реставрируемых инкрустаций. Он делает переливы чистых самых красивых цветов.
Перламутр черный встречается очень редко и очень ценится.
Раковины всевозможных видов перламутра очень легко распилить мелкозубой пилкой по металлу и отлично обрабатываются напильником, отшлифовываются мелкой наждачкой, полируются тканью, смоченной в серной кислоте.
Черепаховый панцирь — материал, близкий по составу на вещества рогов домашних животных, но это пластинчатое строение. Полупрозрачные внешние пластинки выкрашены в различные цвета, с преобладанием какого-то одного тона (коричневатого, желтоватого, красно-бурого), другие цветовые гаммы будто брошены в форме хлопьев на фоне полупрозрачной пластинчатой массы.
При восполнении узоров инкрустации черепаховый панцирь используют в форме пластинок Если пластин нет а есть панцирь черепахи морской, то для получения из него одинаковых пластин с равной толщиной делают следующее: панцирь черепахи вместе с медными полированными листами кладут в кипящую водяную баню. Когда черепаховый панцирь размякнет и нагреется , его помещают в пресс, прокладывая медными нагретыми листами. Давление усиливается постепенно, иначе черепаховый панцирь может растрескаться. Потом панцирь распиливают на пластины. Склейка кусочков черепашьих пластинок производится после точнейшей подгонки в местах будущих соединений. Края немного размягчают разогревом, зажав в тиски или прессе. Склейка должна быть надежной.
Металлы. Самыми часто встречающимися являются утраты из металла в мозаике, а именно отслаивание и отклеивание от деревянной основы протяжек и элементов из металла.
При металлических элементов используют только те металлы, которые обрабатываются достаточно легко, не сильно окисляются, при этот достаточно долго могут не утрачивать красивую поверхность и блеск.
Нужно заметить, что в случаях утраты металлических украшений, металлы без добавок для восполнения применяют реже, в отличие от сплавов.
Бронза достаточно широко использовалась в виде вставок, накладок протяжек па мебели начала девятнадцатых веков.
При реставрации мебели нужна будет латунь листовая. Восполнение в местах утрат латунных частей делается с применением вальцов.