РЕСТАВРАЦИЯ МЕТАЛИЧЕСКИХ ДЕКОРАТИВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ
Наряду с применением резьбы , на дереве, для украшения старой мебели, применяли металл. Данные детали делались в виде крепежной и лицевой фурнитуры, а также декоративных накладных элементов. Фоном для этих украшений служит фанерованная поверхность мебели.
Металлические детали часто представляют из себя накладные тонкие латунные полоски , золоченые, бронзовые вставки и накладки, чеканные и прорезные ленты, а также ленты из разного металла, орнаментальные в виде спиралей , завитков, и всевозможных растительных элементов. Помимо этого , с целью украшения фанерованной и деревянной и мебели раньше часто использовались литые бронзовые детали и литая скульптура с отделкой золотом, и гораздо реже отделкой серебром.
Отделка изделиями достаточно сложных и трудоемких процессов. В связи с этим при проведении работ по восполнению подобных утрат необходимы знания старой технологии и методов работы с металлом. Это вполне может вызвать затруднения у человека проводящего работы по реставрации дерева .Особенно в случаях когда утраченные на предмете металлические украшения и детали относятся к уникальным и редким памятникам и порой представляют очень большую ценность. Тогда по решению, принятому на реставрационном совете , они могут быть восполнены мастерами реставраторами металла.
Металлические детали , не нуждающиеся в реставрации , снимаются с фанерованной или деревянной поверхности. С этими деталями реставрационные мероприятия может делать сам реставратор специализирующийся по дереву.
Частыми дефектами и повреждениями декоративных металлических накладных украшений обычно являются довольно часто встречающееся отслаивание их от плоскости деревянного основания, достаточно сильные загрязнения, потертости , трещины поверхностной отделки, механические деформации , коррозия , окислы и утраты.
Реставрацию элементов с повреждениями обычно начинают с расшатанных деталей на мебели. Сначала их демонтируют , затем удаляют застарелый клей, изогнутые и деформированные детали выправляют с помощью рихтовочного молотка и при необходимости дополнительно выравнивают с помощью пресса зажав между двумя пластинами.
Удаление загрязнений элементов из бронзы и латуни делают жесткой кистью смачиваемой в горящей воде в которой разводят хозяйственное мыло. Затем детали можно промыть сначала в проточной а затем дистиллированной воде. После этого детали необходимо просушить феном , предварительно смочив большие объемы воды чистой ветошью. Также загрязнения можно удалить и при помощи спирта. Защитный слой лака на бронзовых литых деталях можно удалить растворителями основанными на спирту .
Коррозия на металлических деталях может быть нескольких видов. Один из них - в виде благородного слоя патины, которая представляет тончайшую пленку всевозможных оттенков и цветов и (от коричневого, до зеленого ), как правило образующейся на латуни или бронзе ( медных сплавах ) под воздействием воздушной среды в которой происходит хранения мебели. Такая же патина образоваться вследствие воздействия на металл специальными химическими реагентами. Благородная с виду патина создает защитную пленку на предмете, которая предохраняет металл от разрушений. Этот вид патины редко встречается . Второй вид отличается рыхлыми коррозийными зелеными наслоениями. Подобная дикая патина образуется в плохих условиях хранения предмета. Она вовсе не предохраняет металл от разрушений, а, наоборот, активизирует разрушительные процессы. Подобное наслоение, естественно, нужно удалить. Удаление подобных окислов делают с помощью десяти процентной сульфаминовой кислоты , с последующей промывкой в проточной и затем дистиллированной воде.
Трещины , разломы ,и выбоины запаиваются специальными видами припоя , который необходимо подбирать к каждому сплаву индивидуально.
Реставрацию же сохранившихся, однако, поврежденных от всевозможных ударов и соприкосновений твердыми предметами, в том числе отслоившихся от основы полосок делается описанными ранее способами.
Чтобы сделать утраченную полоску из бронзы или латуни, реставратору нужно подобрать лист латуни подходящий по толщине. Потом делают требуемый профиль с использованием металлообрабатывающих станков и крепят на необходимое место. Сделанные профили шлифуют, потом полируют абразивными пастами и по необходимости делают отделку ( патинирование или тонированние), и по завершении всех работ консервируют с помощью лаков или консервационного воска
По завершению работ с металлом, в случаях утраты профиля из дерева под протяжку, его необходимо восстановить из цельного деревянного массива.
Перед монтажом края металлических так называемых протяжек нужно обработать и придать им требуемый вид. Потом приклеивают столярным клеем на основу (тонкий профиль) и стягивают струбцинами . В данном случае клей наполняет пустоту между протяжкой и профилем, делая поверхность утрат более прочной . По высыханию струбцины снимаются , а лишний клей выступивший за края удаляют смоченным водой тампоном. Потом готовые после реставрации протяжки приклеивают на осетровый клей к месту утраты с прочной фиксацией.
Металлические полоски , сделанные вальцами, и не имеющие основы из дерева , предварительно можно наклеить на полоски шпона, а края завальцевать. Прикрепленная полоска из шпона исключает возможность излома латунной полосы при монтаже на изогнутых местах, к примеру на подлокотнике у кресла или дивана. Сделанные подобным образом полосы монтируются на столярный клей традиционным способом.
В случаях когда металлические детали мебели сохранились, разошелся лишь клеевой шов, то поврежденное место необходимо очистить от старого клея, и поверхности вновь приклеивают на свежий клей. По завершении склейки и снятия струбцин ,лишний выступивший клей удаляют.
Источьник "Реставрация мебели" Ильин И.В. Солдаткин А.В.