1. Работа реставратора в музее имеет различные особенности.
В связи с инструкцией № 714 от 23.11.72 по хранению и учету музейных экспонатов и ценностей, которые находятся в Государственных экспозициях и музеях страны, работы по реставрации экспонатов и ценностей выполняются специализированными реставрационными крупнейшими мастерскими ведущих музеев, а также отдельными уполномоченными штатными реставраторами крупнейших музеев.
В музеях мастера-реставраторы обязаны свою организационную сложнейшую работу по реставрации и консервации мебели производить в полнейшем согласии со специализированным Реставрационным крупнейшим советом. Все сложные вопросы музейной реставрационной деятельности, связанные с различным применением нестандартных технологических реставрационных решений, внимательно рассматриваются музейным Реставрационным крупнейшим советом.
Все эти работы по реставрации, проводимые мастерами реставраторами музейных экспонатов, должны быть проделаны в связи их очевидной и однозначной необходимостью. Реставрационные вопросы, вызывающие ряд сомнений в связи с их обоснованностью, подлежат подробному рассмотрению на собрании Реставрационного музейного совета.
Реставрация сложной музейной экспозиции производится обязательно на основе изученных и зарекомендовавших себя способов и реставрационных сложных материалов, которые прошли опытную обязательную проверку в течение долгого времени в различных музеях или мастерских Министерства культуры и зарекомендованными ими для применения на практике.
При поступлении музейных экспонатов в мастерскую для реставрации из фонда мебели и после отделки или реставрации нужен точный учет и регистрация мебели. Акты выдачи и приема оформляются мастером-реставратором вместе с хранителем, и регистрируются специальными отделами, далее утверждаются начальником отдела регистрации хранения и учета экспонатов. Регистрируются строго в журнале регистрации и выдачи. Реставратор обязан, вести строгий документальный отчет проводимой музейной и реставрационной мебели. Протоколы советов заседаний музейных Реставрационных собраний, записывают в музейные паспорта экспонатов отреставрированной мебели, отчеты, акты и различные другие ценные документы обязательно должны быть датированы и иметь порядковые номера, все это регистрируется в специальных музейных книгах.
Реставратор мебели несет материальную ответственность (вместе с хранителями) за сохранностью и состоянием мебели, направленной на выставки за пределами музея. Известно, что транспортировка музейной мебели - важная проблема, требующая учета, хранения состояния и внешнего вида мебели, индивидуального метода их упаковки, хороших условий транспортировки и надежных помещений для последующего экспонирования. Поэтому мастер-реставратор экспозиции руководит распаковкой и упаковкой музейных экспонатов, направляемых на выставки, а при необходимости более важную часть сложнейших работ исполняет лично. Но помимо этого реставратор , принимает непосредственное участие в комплектовании выставок для зарубежья, также он определяет допустимость транспортировки экспонатов. Если мастер-реставратор считает перевозку невозможной или опасной по причине верхового состояния (плохая прочность, отслоения деталей, повреждения слоя лакового покрытия) мебели, а руководство музея решает ее отправить, реставратор должен письменно известить своё руководство или хранителя о том, что экспонат будет подвержен риск.
При упаковке мастер-реставратор обязан стремиться к тому, чтобы максимально обеспечить всевозможную защиту и сохранность от разных повреждений и грязи при транспортировки. Упаковывать экспонаты нужно так, чтобы посторонние различные предметы не прикасались к поверхности. Подбирая материал для упаковки, реставратору нужно быть уверенным в том, что разные вибрации и удары при перевозке будут не опасными.
В ящик для упаковки вкладывается документ, который имеет перечень предметов. С документом должен быть акт, где указаны все записи об отправляемой мебели с обязательным подробным описанием их внешнего вида и степенью их сохранности.
По возвращении с выставки мебели мастер-реставратор и хранитель должны присутствовать в момент распаковки экспонатов и детально осмотреть мебель после выставки, сверяя экспонаты с документами. В случае выявления дефектов выполняется акт об изменении сохранности мебели, после чего выявленные дефекты необходимо устранить устранению.
Проблема различных передвижных экспозиций, особенно за границей, в музее стоит очень остро, причем большая роль возлагается на реставратора. Обычно, для сопровождения к расположению экспонирования и необходимого контроля условий размещения мебели в помещениях выделяется опытный мастер-реставратор, который может разобраться в различных обстоятельствах, угрожающих ухудшить состояние мебели и в случае возможной необходимости действовать соответствующее для улучшения состояния экспонатов.
В обязанность реставратора входит совместный с хранителем осмотр фондов , и контролировать влажностно –температурный режим. Регулярность осмотров смотрится по условиям хранения , но не реже двух раз в квартал. После осмотра результаты записываются в журнале . Также реставратор наблюдает за состоянием предмета по завершении Многолетние и многочисленные наблюдения важны, и особенно для самих реставраторов. В случае если условиях хранения мебели в музее (влажность пятьдесят или шестьдесят процентов , температура от восемнадцати до двадцати одного градуса) сохранность отреставрированного экспоната стабильна, то подтверждается верность выбора реставрационной методики и твердая уверенность в проделанной работы. Особенно это актуально при проведении реставрации фанерованной мебели. Соблюдать оптимальный влажностный -температурный режим нужно не только в фондах , но и в экспозициях музея . На режим также влияет число посетителей.
Воздействие солнечного света разрушает лаковую пленку мебели. А наиболее опасным являются прямые солнечные лучи в состав которых входит ультрафиолет.
Очень важно оберегать мебель от разного рода механических повреждений , которые могут появится в следствии небрежных передвижений и переносок мебели и прочих перемещений.
В связи с этим рекомендуется проводить любые перемещения предмета в присутствии реставратора и хранителя.
Источник. «Реставрация мебели» Ильин. И . В. – Солдаткин .А. В.