Спасем для мира красоту

+7(495) 201-36-53

Шпон

 

Шпон

При реставрации различной мебели восемнадцатых веков важное значение имеет шпон или фанера. Отсутствие шпона может создавать определенные трудности при восполнении некоторых утрат старого покрытия фанеровкой. Использовать современный шпон не совсем хорошо. В настоящее время встретить нарезанный шпон по древней технологии практически невозможно. Раньше для облицовки с мебели применяли шпон толщиной два-три мм. Его получали распиливанием поставленного вертикально бруса или бревна на небольшие пластинки, пилой похожей на лучковую, вручную . Работа выполнялась двумя пильщиками и получались листы шпона разной толщины.

На данный момент шпон делают сострагиванием с применением ленто пилочных специальных станков. Толщина шпона до одного миллиметра, а шпон ценных пород значительно более тонкий чем старый пиленый шпон. Лист обычного тонкого шпона, может растрескаться уже по прошествии нескольких месяцев. Подготовительная обработка древесного материала ( проваривание или пропаривание ), делается для того чтобы облегчить резание , но при этом изменяет тон или цвет , шпон становится гораздо темнее , и вернуть натуральный цвет шпона уже к сожалению невозможно. И по этому шпон, изготовленный по современной технологии, для реставрационных работ старой мебели не подходит.

Кроме того, в наше время реставраторы не располагают некоторыми видами шпона определенных пород древесины, использовавшиеся при изготовлении мебели в прежнее время. При выборе шпона среди местных пород дерева, реставраторы часто сталкиваются с проблемой . Определенные сорта дерева диких деревьев, из которых раньше делали шпон для облицовки, на данный встречаются редко. Также возникает сложность и с поиском некоторых видов заранее окрашенной древесины, клена например , тонированного в серый тон, в связи с этим реставратору нужно уметь делать тонирование древесины самостоятельно. Однако эти трудности в реставрации мебели не значат, что нужно отказываться от реставрации антикварной мебели. Все эти проблемы можно весьма успешно решить в процессе работы .К примеру , применяя если шпон тонкий то для замены фанеровки, можно склеить его в несколькими слоями с перпендикулярным пересечением волокон °, в нижнем слое при этом можно положить шпон меньшей по ценности породы, и тем самым набирая нужную толщину. При работах по восполнению небольших утрат можно изготовить часть шпона с помощью лучковой пилы из массива. Порой в реставрации лицевой стороны целесообразно применять старую фанеру, взятую с внутренней или задней части мебели. А место откуда взяли шпон заполняется шпоном современного изготовления, близкого по цвету и текстуре авторскому. Но применение этого метода должно быть хорошо продумано. Этот метод возможно употребить в случае реставрации не очень дорогого экспоната.

Бывает так что необходимый кусок с шпона имеется в запасах реставрационной мастерской , пополнением и сбором шпона разных пород рекомендуется заниматься на постоянной основе. С целью пополнения запасов шпоном возможно использовать различные остатки разрушенной мебели . Тогда возникает потребность отклейки листов шпона. Это может быть сделано как с помощью увлажнения или отпарки , так и в сухую. В случае, когда клей держится слабо, отклейку можно произвести всухую. А Если это не удастся , то поверхность можно прогладить утюгом через толстую бумагу или картон. Также , если выше приведенные способы были не эффективны, то можно воспользоваться спиртом ,который с помощью шприца закачивают под шпон , этиловый спирт разрушает клей . Можно просто отпарить старый шпон. С этой целью на шпон кладут в несколько слоев сложенную ткань и проглаживают утюгом. Проходящий через фанеру пар делает клей мягче и шпон можно аккуратно снять с поверхности. При этом следует учитывать, что шпон сильно намокает и при дальнейшем высыхании может деформироваться. Чтобы этого избежать , шпон следует поместить под пресс , предварительно проложив несколько слоев бумаги или картона.

При демонтаже шпона с кривых поверхностей нужно заранее сделать шаблон, затем положить его на ранее снятый шпон и держать под прессом до высыхания. Это позволяет сохранять оригинальную кривизну и не повреждать его при реставрационном применении.

Также осторожность нужно соблюдать при снимании ветхого шпона из свилеватого дерева , капов , наплывов, из-за того что они растрескиваются.

Источник: "Реставрация мебели". Ильин .И.В. Солдаткин .А. В. 2013г.


2012, Реставрационная мастерская «Ars Long»

 телефоны: 8(495) 201-36-53,  8 (926) 468-04-06 .

Яндекс.Метрика   Рейтинг@Mail.ru