Как правило при реставрации мебели применяются клеи животного происхождения. Как правило они разделяются на несколько видов это мездровые , рыбьи и костные.
Столярный клей ( костный ) делают из костей животных и на данный момент в продаже есть в плитках и гранулированный.В продаже он бывает разных сортов и иметь разный цвет , светлые тона говорят о более качественном клее. Самым лучшим столярным клеем принято считать , клей , который в плитках имеет гладкую поверхность , упруг на ощупь , светлого желтоватого цвета и стеклянистый излом.
Перед тем как использовать клей , нужно его снача опробовать . Для этого можно взять несколько небольших кусочков клея и залить водой. Если по прошествии двадцати часов клей не стал растворятся а только приобрел киселеобразный вид то это признак качественного клея. Как правило хороший костный клей поглощает в двенадцать раз больше воды чем весит сам в высушенном виде.
Необходимо принимать во внимание , что даже самые хорошие клеи содержат некоторое количество не вышедших при обработке жирных веществ которые снижают клеевые и проникающие способности , в связи с этим требуется предварительная очистка клея от этих примесей.
Для этого нужно размочить кусочки клея и на медленном огне подержать до тех пор пока сверху не всплывет жир, после чего его можно удалить. После этого излишнюю воду удаляют а клей проваривают в клееварке , которая сделана из двух медных сосудов ( внутреннего и наружного ). Внутренний сосуд помещается в более большой и между ними имеется пространство для воды . При варке клея устанавливается температура около шестидесяти -- семидесяти градусов , и периодически помешивать.
При приготовлении клея нужно учитывать его суточное количество, в противном случае клей может испортиться. Для того чтобы клей не испортился его размачивают раствором салициловой кислоты. в 14 гр. на 3 литра . Клеянка должна быть медной или эмалированной . Металл портит клей. Необходимо варить клей в количестве не более чем одни сутки, клееварку необходимо п закрыват крышкой и иметь вырез для кисти. Кисти следует вынимать из клея , потому что портятся кисти и клея. Клея используют с температурой не менее сорока пяти градусов . Постоянное и долгое разогревание клея ведет к снижению его клеящим способностям.
Как правило животные клеи обладают более клейкой способностью. В продаже встречаются в основном в плитках а также в гранулах. Для приготовления необходимо предварительно раздробить плитку . залить кусочки холодной водой ( в соотношении один к пяти) и по прошествии двенадцати часов варят в клееварке помешивая клей , до получения однородной консистенции. Для того чтобы предотвратить загнивание клея при варке добавляют антисептик.( например китамин АБ , но не более одного процента. Отметим что они как правило вредны.
Мездровым клеем необходимо работать более быстро чем костным , так как у него большая теплопатеря. Но при этом он обладает наиболее высокими клеящими способностями. Иногда можно смешивать клея. Склеивая твердые и ценные породы дерева мы рекомендуем использование мездрового клея с введением в него тридцати процентов костного. Также склеивая мягкие породы используют костные клея в которые добавляют мездровый клей.( тридцать процентов)
Рыбный клей ( из осетра) приготавливается из плавательного пузыря рыбы осетровой породы. Такой клей лучше по множеству свойств , и редким материалам. Применение его в реставрации мебели , при склеивании сборной конструкции . проклейки вздувшейся фанеровки , инкрустаций , мозаик. Клея выпускались в виде полупрозрачной пластины , чтобы его приготовить пластину измельчают помещали в клееварку предварительно залив холодной водой выше уровня измельченных пластин. По прошествии восьми часов пластины разминают , до состояния густоватой сметаны , после чего перекладывают в клееварку и не превышая температуры семдесятпять градусов доводят до полного растворения пластин. После этого отфильтровывают через вдвое сложенную марлевую повязку . По завершению варки разливают в разнообразную невысокую посуду и ждут пока он не застынет. Затем нарезают на мелкие кусочки и просушивают до четырех дней. В данном состоянии клей можно хранить очень долго. При необходимости готовые клеевые кубики растворяют с добавлением горячей воды в клееварке. В готовый клей можно добавить уксусную кислоту после этого он станет атмосферостойкий.
Так как для полного схватывания клею необходимо довольно продолжительное время , будь то горячий клей или холодный , то мы рекомендуем выдерживать склеиваемые поверхности зажатыми струбцинами в течении суток или двух.
Также в реставрационной практике применяется смешение различных видов животных клеев в разных соотношениях . обычно это делается для достижения более прочной склейки. Рыбий клей , впрочем как и остальные глютиновые клеи , имеет один недостаток , это не водостойкость , тоесть в случае если предмет храниться в помещении с большой влажностью то имеется риск разрушения склеенных мест. Но главное достоинство всех реставрационных клеев .это их обратимость , тоесть в случае если в процессе реставрации будет допущена ошибка ,то ее можно будет исправить.
Если в процессе работы окажется что вставка сделана не верно , то есть возможность размягчить клей и исправить ошибку. И именно поэтому не желательно в реставрации применять современные синтетические клеи. В особенности клеи основой которых служит эпоксидные смолы , эти клеи обладая хорошей проницаемостью одновременно практически исключают повторную работу по реставрации.
Казеиновые клеи к примеру достаточно прочны и устойчивы к повышенной влажности , но при этом очень сильно усыхает и становится хрупким. Одновременно следует помнить о некоторой особенности работы этого клея с древесиной содержащей дубильные вещества , которые во взаимосвязи с этим клеем приобретают различную окраску. В связи с этим следует особо осторожно применять казеиновый клей с такими породами древесины как дуб , красное дерево, каштан , клен , грецкий орех .
Клей ПВА в различных модификациях обладает эластичностью , стабильностью склейки и светостойкостью. Из недостатков же можно отметить большую усадку и не водостойкость.
Реставрация мебели процесс требующий реверсивности . а клей ПВА полностью не обратим и может нанести непоправимый вред , к примеру в случаях когда необходимо восполненить утраты фанеровки. На мозаичных работах лучше употреблять рыбий жир из-за того что он гораздо прочнее костного.
Шеллачные клеи ,- густые растворы шеллака в спирте , можно применять в виде клея , особенно в случаях работы с мозаикой. Необходимо смазать шеллачным раствором склеиваемые поверхности и плотно прижать. При возможности между склеиваемыми частями , для улучшения склейки . можно положить тоненький слой обычной хлопчатобумажной ткани.
Клей который не растворим в воде , может быть удобен для работе с инкрустацией из разных пород дерева и прочих материалов. Вот пример такого клея , возьмите пятьдесят частей спирта и растворите в нем три части сандарака и три части мастики , ко всему этому добавьте три части скипидара . Улучшить столярный клей вы можете добавив в него рыбий. Раствор спирта нужно нагреть практически до кипения а затем добавить в нее клеевую смесь до появления жидкой массы , которую можно было бы процедить через марлю. Для употребления этот состав нагревают и используют так же как и столярный клей. Данный клей очень хорошо склеивает в различных сочетаниях метал , дерево , пластик , каучук и т.д.
Черные клеи лучше употреблять при реставрации мебели когда необходимо склеить древесину и металл. Приготовить его можно следующим способом : к двенадцати частям столярного клея нужно добавить четыре части черного вара разведенного в скипидаре. Ко всей этой смеси добавьте мелкие просеянные опилки черного дерева. Склеивайте обычным способом , предварительно обработав поверхность металла ,для более хорошего сцепления , наждачкой
Если требуется склеить перламутр то приготовляют следующий клей , берут четыре части обожженного алебастра и добавляют к нему одну часть шеллака. Непосредственно перед применением можно разбавить данных раствор водой. Зажатые поверхность высыхают в течении одних суток.
Реставрация мебели также подразумевает работу с инкрустацией. Склейка инкрустации из металла с деревом производится столярным клеем. Металлические вставки перед склейкой можно поместить в слабый раствор азотной кислоты . это делается с той целью чтобы придать металлу шероховатость , из-за чего сцепление становиться лучше. Сам клей должен обладать вязким , твердым но при этом не хрупким. Разводиться он как и прочие клеи. К нему также можно добавить небольшое количество глицерина и гашеной извести. Перемешивают до состояния густой сметаны во время варки. Такой клей горячим наноситься на склеиваемую деталь и металлические части сразу прижимаются. Если инкрустацию приклеить таким способом то она никогда не оторвется , а если это сделать насильно то метал оторвется вместе с древесиной. Подобный клей нужно использовать в тех случаях , когда металлические части невозможно прикрепить другим способом.