Спасем для мира красоту

+7(495) 201-36-53

Реставрация деревянной мозаики - маркетри, интарсии и инкрустации

 

 

Реставрация деревянной мебели,  мозаики – интарсии, маркетри и инкрустации.

 

 

 

Мозаика деревянная - это геометрический сложный узор или изображение  сюжета, выполненное из разных кусочков очень ценных сортов  дерева. Мозаика предназначена, для того чтобы украшать  мебель, поэтому она тесно связана с распространенной техникой шпонирования или фанерования  различных поверхностей.

 

 Мозаика деревянная издавна была очень востребована  в европейских и восточных странах с древних времен и долго  развивалась. В России временем расцвета  деревянной мозаики был XVII век. В это время мебельные, русские, талантливые мастера делали прекрасную мебель и отделывали  мозаикой – секретеры, столы, комоды, бюро, Развитие науки и техники давало возможность  развитию различных искусств в изготовлении мебели самого высокого изобразительного качества. Самыми известными способами мозаики деревянной  являются интарсия, маркетри, инкрустация.

 

Маркетри - это украшения высокохудожественной мебели и она представляет собой к плоскостной набор узоров или рисунков из кусочков фанеры ценных видов  дерева, при этом поверхностная часть  этого ценного дерева покрывает основную поверхность из простого дерева.

 

Интарсия – это такой вид украшения художественной мебели, состоящий из особой  мозаики, и при этом  лицевая часть состоит из целого дерева, которую вырезают  узором или фигурным изображением и в сделанные углубления вклеивают кусочки деревянных пород, разных по цвету и текстуре.

Инкрустация - это вид интарсии, дополненной мозаикой из  перламутра, кости, металла и янтаря. Врезки или вклейки мозаики изготавливаются на одном и том же уровне с украшенной поверхностью и укрепляются в гнезде при  помощи клея. Вся поверхность очень тщательно выравнивается, рисунок изредка усиливают тем, что выполняют гравировку, заполненную мастикой или помесью краски с клеем, а потом покрывают прозрачным лаковым слоем.

 

Реставрация облицовочных поверхностей деревянной мебели, выполняется в виде узорчатого мозаичного рисунка, очень важная работа. Восстановление больших  утрат в элементах набора узорчатой композиции и сюжетного орнамента представляет собой значительную сложность. Кроме того  в утратах могут иметься заметные недостатки мозаики в форме  вмятин, царапин, отслаиваний шпона, заколов,  а также многочисленные разрушения поверхностей:  растрескивание, механические повреждения покрытия, коробление и утерянные фрагменты инкрустации. Основные утраты мозаичного узора аналогичны утратам фанерованной верхней части мебели. Поэтому и виды выполнения восстановительных работ похожи. Когда реставрируемая узорчатая поверхность имеет утраты в виде мелких вмятин, царапин, отслоений, а отделочное мозаичное покрытие по большому счету сохранилось, то делают в целом консервационные работы по технологии обыкновенной фанерованной узорчатой мебели. Вначале укрепляют  слабо держащиеся элементы декора. Для этого их очень аккуратно выделяют от основы. Места вставок и некоторые фрагменты уже снятого деревянного шпона или деревянного кусочка  зачищают от старого растрескавшегося клея. Подготовленный фрагмент вклеивают на старое место, закрепляют гуммированной специальной лентой и прижимными устройствами. Потом удаляют верхние загрязнения вместе с остатками клейкой ленты и клея. Вмятины и неглубокие трещины заделывают  мастикой. Покрытие лаком освежают, при необходимости подкрашивают, затем восстанавливают глянцевый блеск шеллачной политурой. Более трудоемкой является  восстановление  композиции из мозайки в  случае если  ее элементы имеют большие места утрат ,являющиеся следствием разрушений или неправильных реставраций. В таком  случае возникает  потребность в составлении  реставрационного проекта, утвержденного реставрационным советом. В случае когда утрачены  элементы  маркетри, сделанные  способом врезки , то восполнения  из шпона делают ,обычно  по сохранившимся следам от ножа. Утраты   декора восполняют  методом копирования с сохранившихся частей.  Процесс реставрации утрат узорчатого набора совсем не отличается от процесса по реставрации утрат шпонированной поверхности. По краям утраченных деталей сначала вырезают шаблон-копию из картона, по которому делают вставку из фанеры ножом или из дерева лобзиком и примеряют их по месту для того, чтобы они плотно входили  в поверхность дерева. Для различных вставок очень тщательно выбирают древесину по цвету, породе и направлению волокна дерева. Вставки вклеивают чаще всего способом запрессовки очень плоских фрагментов хомутиковыми струбцинами, а иногда выполняют распространенный метод приклеивания фанеры впритирку, хотя,  он не всегда показывает  качественное склеивание.

 

При изготовлении старой мебели для узорчатых наборов вырезали древесину различных пород, а также выполняли  окраску шпона естественными красителями под редкие породы древесины и обжиг в горящем песке для перемены цвета.

 

Высокохудожественная ценность старинной мебели в основном зависела, конечно от  мастера. Для ее изготовления нужно было правильно подбирать материал из дерева по цвету и текстуре. Современному мастеру-реставратору узорной мебели нужно владеть такими же приемами, которые выполняли старинные мастера.

 

Для восполнения узора мозаики нужно использовать сквозную окраску шпона и древесины, чтобы при шлифовке уже готовых утрат не изменялся цвет. На равномерность, чистоту и глубину покраски очень влияет основательная подготовка древесины, которая заключена в тщательной предварительной шлифовке, что помогает большему и лучшему открытию деревянной поверхности. Это приводит к  лучшему впитыванию в древесину краски. Проще всего  краситель проникает через тонкий шпон.

 

Кроме того, отмечено, что древесина не у  всего дерева одинаково хорошо воспринимает краску. Например, некоторые мягкие виды древесины окрашиваются гораздо хуже пород твердых. Липу практически, невозможно как следует окрасить, а вот бук красится отлично. Для светлой покраски необходимо подбирать светлые по тону породы древесины, а для темный пород - темные. Все деревья имеют натуральный цвет, поэтому необходимо подбирать для имитации нужного цвета дерева такую  древесину, в которой было бы усиление натурального цвета. Особенно выгодно имитируются под дорогостоящую древесину российские породы древесины: груша, клен, дикий каштан, дикая яблоня, береза, дуб, вишня, вяз, граб.

 

Реставраторы вместе со сквозной покраской древесины, часто, применяют и другие виды имитации очень ценных древесных пород. Так, иногда, реставраторы имитируют дорогую розовую древесину с очень своеобразной и красивой  текстурой. Шпон розовой древесины часто используется мастерами мебели  для облицовки наружных поверхностей художественной узорчатой мебели, а также и мозаичных узоров в технике обработки дерева маркетри. Как правило, шпон изготавливается «диагонально»: фанерные прямолинейные полоски текстуры дерева розовой древесины располагаются под наклоном к волокнам какого-то другого шпона облицовочного или к контурным полосам  мебели. Верхняя часть шпона часто выцветает, что обычно заметно, если сравнивать защищенные участки  от солнечных лучей, которые часто находятся под различными бронзовыми подкладками. Найти  розовое дерево с естественным цветом, который будет подходить для восполнения деталей набора деревянного маркетри, практически невозможно. В связи с этим для имитации розовой древесины предлагается уже опробованный прием на материале из шпона граба. Дерево граба по своим свойствам близко к розовой древесине: однородная светлая,  со слабыми продольными полосами волокон, плотная и жесткая, как у розовой древесины.

Предварительно тщательно ошкуренную часть поверхности шпона древесины граба закрашивают цветными карандашиками, пигмент этих карандашей растирают для воссоздания общего фона реставрируемой части поверхности, а затем карандашиками других цветов имитируют цвет розовой древесины. Подготовленный так тщательно шпон дерева граба красят шеллачным дорогостоящим лаком и полируют.

 

Обычно, одновременно с этим производят подготовку нескольких кусочков шпона древесины граба, так как после полирования и покрытия  шеллачным лаком станет понятно, какой из них более удачен. Такой вид имитации с окрашенной лаком поверхностью бывает оправданным для отделки утрат, но, когда старая лаковая поверхность набора  нужно сохранить, а окончательно глянец можно навести полировкой.

 

При реставрации узорчатой мозаики применяются и другие виды имитации и окраски древесины для отделок утрат и цвета тона. Иногда, испорченный тон восстанавливают спиртовым красителям, а иногда  - обожженой в речном песке частью шпона.

 

При обжиге в речном песке  получаются ровные переходы на  шпоне из дерева от светлых цветов к наиболее темным, а также более темные, даже черные цвета. Используют обжиг обычно при наборе узоров растительного происхождения и сюжетного орнамента для придания некоторым элементам наибольшей выразительности и объема. Обжиг горячим песком эффективен и  прост. Для этого промывают мельчайший речной чистый песок высыпают в металлический сосуд и нагревают до 190 градусов. В песок закладывают элементы шпона  и держат их в нем до обнаружения нужного цвета. Если необходимо, чтобы тона  переходили от светлого к более темному равномерно, шпон закладывают в песок более вертикально. Тогда нижний слой наиболее нагретого речного песка дает  темный цвет, чем верхний. Таким образом, получается плавный цветовой переход. Когда необходима обработка обжигом для однородного тона, шпон закладывают в песок ровно горизонтально и наблюдают за тем, чтобы он  прогрелся равномерно и его слоя были ровными по всему деревянному шпону. Возможности потемнения дерева определяют на глаз с небольшим «запасом», потому что после приклеивания части мозаики будет некоторая подшлифовка на его всей поверхности, в процессе подшлифовки произойдет небольшое осветление цвета. Техника инкрустации и интарсии и  одна и та же, поэтому аналогичны и реставрационные приемы.

 

Мебель с инкрустацией и интарсией  кроме одних и тех же повреждений (загрязнение, ослабление конструкции,  порча отделочных покрытий, коробление, растрескивание и так далее - способы их реставрации рассмотрены выше) обычно имеют повреждения в виде утраченных или отклеенных  элементов.

 

Реставрацию различной мебели с такими дефектами обычно начинают выполнять с укрепления недостающих элементов мебели или их снятия, когда они очень слабо придерживаются на своих местах. Отставшие детали подклеиваются осетровым или столярным клеем и прижимаются через бумагу. Снятые детали и их гнезда зачищают от прежнего клея, и стараются их не повредить. Потом снятые детали подклеивают.

Утраченные детали восполняют различными вставками, сделанными из ранее изготовленных тонких пластинок, древесины, кости, цветных металлов, перламутра,  соответствующей текстуры и цвета. Заметим, что мебель, отдекорированная в технической инкрустации, очень редка и в связи с этой причиной, ее реставрацию необходимо выполнять предельно бережно и осторожно.

Изготовление декоративных вставок делают по шаблонам, которые копируют с гнезд испорченных элементов. Их вырезают специальным лобзиком с мелкой пилкой, затем основательно подгоняют по размеру так, чтобы вставка прилегала к гнезду под уровень с изготавливаемой реставрируемой поверхности.

 

Старые покоробленные вставки из перламутра и кости  можно снова использовать, предварительно вычистив от старого клея и грязи, а при необходимости размягчить в крепкой фосфорной или уксусной  кислоте и выправить под прессом.

 

Реставратор бывает вынужден работать без искусственного или природного материала. В случае маленькой утраты и в незаметном месте,  иногда вместо вставки используют шпатлевку, изготовленную, например, из сложного клея на  эпоксидной основе, подкрашенного в необходимый цвет. Этот способ практически не обоснован, потому что нет анализа  последствий этого  процесса. И поэтому есть некоторые затруднения в  возможности повторения этой важной операции.

 

Отреставрированный готовый  деревянный узорчатый набор, который выполнен в технике интарсии, маркетри и инкрустации, очень тщательно, обрабатывают, для того чтобы защитить от механических повреждений, загрязнений, воздействия влаги и света, а также чтобы придать мозаике наибольшую декоративность.

 

Декоративные сложные качества дерева лучше  проявляются отделочными различными материалами с разными качествами: полная прозрачность, бесцветность,  способность проявлять на древесине красивое блестящее сложное покрытие, отличные качества защиты.

При подготовке узорчатого набора и работе по отделке реставрируемую поверхность делают ровной, в случае первой необходимости,  отшлифовывают абразивной мелкой   шкуркой. Шлифуют  руками деревянной специальной колодкой, на неё накладывают кусочек шкурки. После шлифовки поверхность смазывают пемзовым мелким порошком влажным тампоном, удаляют мелькие царапины, которые остаются от работы шкуркой, ведь при нанесении лаком все неровности этой  мозаичной поверхности выявляются.

 

Отделку набора мозаики, так же как шпонированные поверхности деталей мебели, делают шеллачной прозрачной и бесцветной политурой. Полировальный процесс набора обычно не отличается от  полирования шпонированной поверхности обработанной политурой, которая состоит из нескольких этапов с разными промежутками по  времени для сушки.

Завершается процесс мозаичной отделки располировками поверхностей мягкими полотняными тканями, намоченными спиртом, обыкновенной с водой в отношении 6 : 2. Потом поверхность чисто обтирают сухой чистой тканью, прикрывают ее от пыли и держат в течение 3-5 суток.

 

Источник:

«Реставрация мебели» Ильин.И.В. Солдаткин А.В. 2013г.

 


2012, Реставрационная мастерская «Ars Long»

 телефоны: 8(495) 201-36-53,  8 (926) 468-04-06 .

Яндекс.Метрика   Рейтинг@Mail.ru