Спасем для мира красоту

+7(495) 201-36-53

Отделочные материалы

После проведения реставрации, мебель и фанерованная мебель ,в результате   реставрационных  мероприятий должна быть защищена от различного вида  загрязнений,  а также механических  и других повреждений,  таких как воздействия солнечного  света  а также повышенная влажность воздуха, Всю красоту текстуры  древесины   в полной мере можно проявить под прозрачным  шеллачным или лаковым отделочным  слоем. Дабы сохранить оригинальный тон древесины и не разрушать общего стиля мебели, нужно использовать такие реставрационные материалы, какие образуют прозрачные светостойкие пленки. На степень прозрачности покрытий очень заметное влияние оказывает качество предварительной подготовки поверхностей мебели.  Неровности  и шероховатости  на поверхности распределяют падающий солнечный  свет, и при этом понижается прозрачность  лакового покрытия, и текстура  дерева  как-будто  вуалируется.
При выборе отделочные  материала для отделки антикварной мебели нужно знать  материалы, которые применялись  мастерами. в старые времена В специализированной литературе, такой  к примеру как книга  Томаса Брахерта (Мебельные лаки и исторические политуры), рекомендуем рецепты особого приготовления  для отделочных и прочих материалов, обсуждаются теоретические и технологические вопросы   касающиеся реставрации антикварной мебели. Но воспользоваться рекомендациями  данных  публикаций достаточно трудно, так как  утрачена   традиция ремесленников, приобретенный за много лет поколениями  большой опыт работы с материалами. Дошедшие  рецепты теперь, как правило, являются чисто  теоретическими.
 
При определении материалов  для  работы на фанерованной плоскости и тем особенно мозаичных  наборов, перед  практически любым реставратором  встает  много разных  трудностей ,  и их устранение носит реально  художественный характер. И  в этом  не малое значение имеет опыт   практикующего реставратора.  А Особенно это возможно быть важно при нанесении тонировок,   потребность  в которых образуется  в силу определенного  ряда факторов. Отделочные материалы, которые применяются  при реставрации антикварной мебели, довольно условно можно было бы разделить  ниже описанным  образом: 1) для подготовки плоскости под отделку  -  краски , и протравы , отбеливатели , грунтовки  и т.д.; 2) Для создания финишного покрытия - политуры  и лаки.
 
Отбеливание древесины обычно применяют для подготовки восполнения утрат из новых  д деревянных  нарезов. древесины, нужной  для  работы . Данная  обработка делается перед  покраской, к примеру для для  выравнивания цвета древесины.   К отбеливающим  составам  применимым в реставрации мебели относятся: перекись водорода,  и другие.
 Самый хороший отбеливающий  материал получится,  если в двух литрах   воды развести пятьсот  грамм  хлорной извести и шестьдесят грамм  соды . Когда раствор будет готов он отстоится, и в месте защищенном от света  светлую часть сливают и замачивают в нем древесину  , происходит это до  выравнивания тона. Потом промывают,  таким образом, отбеленную  древесину  в небольшом по концентрации растворе серной кислоты, для того чтобы удалить хлористую известь,    нужно еще раз сделать промывку  в обильном количестве воды, с целью.
Воздействие перекиси водорода на различные породы древесины не одинаково. К примеру дуб она вообще не отбеливает , но может придать ему  при долгой выдержке ,немного зеленоватый оттенок, а вот березу или бук сможет отбелить достаточно хорошо. Обычно применяют десяти процентный р-р перекиси водорода.  Но перед началом отбеливания  перекисью , древесину или шпон рекомендуется смочить холодной водой , а затем после подсыхания обрабатывают десяти процентным раствором  спирта . Березу и ясень    можно обесцветить составом  из  двадцати процентного  р-ра перекиси водорода а также примерно двадцати процентного  р-ра аммиака в  процентности десять к одному. По завершении обработки, древесину необходимо промыть в большом количестве воды.
 
Для отбеливания пород  древесины , к примеру клена ,березы , липы , тополя и прочих  рекомендуем  воспользоваться  щавелевой кислотой (ее десяти процентным раствором) совмещая  с раствором двадцати процентного  гидросульфита натрия . Размешивают  эти растворы на поверхности шпона или древесины приготовленной для отбеливания, кистью наносится сначала первый р-р а затем второй .  Эту операцию проводят дважды с выдержкой от трех до пяти минут после чего необходимо промыть  водой и вытереть. Результат можно будет увидеть по прошествии трех-четырех ч-в.
 Если возникает необходимость  ускорить отбеливание , раствор делают более концентрированный  из двадцати грамм серной кислоты , двадцати пяти грамм перекиси натрия и пятнадцати грамм щавелевой к-ты на один литр воды.
Также для обесцвечивания можно использовать уксусную и лимонную к-ту , добавляя на один литр воды пятьдесят граммов кислоты. Древесины ценных пород практически не отбеливаются , или приобретают  разнообразные оттенки. К примеру, древесина  грецкого ореха может стать розоватого или голубоватого оттенка.
 
 
Как правило при  отделки реставрируемых предметов используются протравы и краски , они могут использоваться для имитации ценных пород  древесины. В зависимости от древесины протравы и краски реагируют по-разному. У рыхлых и мягких пород  окрашивание идет хуже в отличие от твердых и плотных. К примеру, бук красится очень хорошо, а липу  красить очень тяжело. Варианты цветовой окраски могут варьироваться таких как клен , каштан или береза , а для темной окраски конечно же темные сорта древесины. У с я от темной до светлой. Светлая окраска предполагает использование светлых пород древесины светлых пород дерева  есть еще один  минус, состоящий в том, что они вообще красятся не ровно. 
Окрашивать древесину можно как поверхностно, так и более глубоко. При реставрации мебели  в основном используют глубокое окрашивание , это делается с той целью , чтобы  при шлифовке сохранился цвет.
Поскольку древесные волокна схожи  по составу с льняными нитями то делая предварительную подготовку можно использовать красители для ткани.
Весь процесс окрашивания можно производить  несколькими способами , например вымачиванием ,  нанесением состава кистью или губкой. Все процессы производятся до  приобретения древесиной  необходимого тон. Способ вымачивания всегда дает наилучшие результаты, так как более глубоко проникает в древесину и окраска ложится более густо.
Окрашивание с помощью кисти или губки обычно применим в тех случаях, когда из – за  большого размера предмет не удается окрасить методом погружения. Окрашиватьможно раствором лубой температуру. Как правило  с первого раза  нужный тон сделать не удается и операцию необходимо провести еще раз , предварительно просушив древесину.
Древесина должна быть обработана химикатами. Для этого можно применять эмалированную посуду , либо  пластмассовые или стеклянные  ванны. Очень важно при применении протрав соблюдать необходимые меры безопасности, так как работать приходится с ядовитыми вещами.
Как правило, при окраске применяют различные вещества, имеющие животное или растительное происхождение. Также часто применяются современные анилиновые красители но к сожалению они обладают плохой светостойкостью. Краски разделяются на  простые и  сложные или составные  ( полученные от смешения нескольких  красок).
Краски простые это синяя, желтая , черная и красная.
Однако реставрация мебели подразумевает  имитацию сложных тонов древесины , из-за следов времени  и протухания древесины. В связи с чем используются составные краски . Приготавливая различные смеси можно получать  разные оттенки  колеров.
Окрашивать древесину или шпон можно в растворе комнатной температуры. Обычно в раствор, приготовленный для окрашивания, опускают дерево одной породы. Для более хорошего смачивания листы шпона можно предварительно промыть водой. Если необходимо ускорить процесс то раствор можно подогреть, поставив на огонь и варить древесину на тихом огне около двух часов. 
Если использовать холодное окрашивание, то получаются устойчивые цвета. Приоритет отдается природным веществам для окрашивания , так как они  более светоустойчивы и не подвержены разложению и при окрашивании практически полностью исключается образование пятен на древесине.
Одним из самых важных моментов влияющих на  качество  покраски .это  продолжительность нахождения в растворе  и конечно же его концентрация. Так что если окрашивание происходит плохо  то увеличивайте концентрацию раствора  , при этом время выдерживания в нем можно уменьшить. Для того чтобы примеси красителя находящиеся на дне сосуда , как правило выпадающие в осадок , не вуалировали текстуру древесины , рекомендуется при окрашивании помещать древесину на металлической сетке , таким образом чтобы между днищем и предметом был небольшой просвет.
По завершении окрашивания ,  шпон необходимо промыть   а чтобы избежать его деформации его можно положить под пресс.
Особенно эффективен процесс окраски в том случае . если красящие  вещества  начинают реагировать с  дубильными вещ. находящимися в самой древесине. Такой процесс называют травлением древесины. На данный момент выпускаются различные  спирта и вода растворимые морилки и бейцы применимые для окрашивания древесины.
Для того чтобы растворить морилку нужно взять  воду и нагрев ее примерно до шестидесяти – восьмидесяти градусов  высыпать в нее красящий порошок .затем перемещать до полного растворения и  дать немного отстоятся. Осадок затем можно отфильтровать. Для того чтобы окрашивание было равномерным необходимо в красящий р-р добавить  , примерно от одного до трех процентов спирта. Наносить раствор можно, как и говорилось ранее либо кистью, либо губкой. На слегка увлажненные вертикальные поверхности раствор рекомендуется  начинать с низу. Закончив смачивание поверхности  красящим раствором  ее можно протереть ветошью. Новые изготовленные детали , если конечно они имеют не большой размер , можно красить методом окунания  и в дальнейшем также протереть. При этом сам раствор может иметь температуру до пятидесяти градусов. Морилки основанные на спирту применяют обычно в виде однопроцентных растворов в спирте.
Такие протравы как – марганцовокислый калий , железный и медный купорос  и другие можно применять  в случаях когда необходимо имитировать редкие породы древесины такие к примеру как серый клен , черное  и атласное дерево и т.д.
В реставрации мебели  в основном стараются использовать красители растительного происхождения  из-за того что они обладают хорошей светостойкостью, при этом тона получаются очень естественные . Подобные красители можно приготовить из отваров кофе или чая , а также коры деревьев. Отвар из шелухи лука , придаст красно-коричневый оттенок светлым породам дерева а из плодов крушины  можно получить желтые  оттенки  если же в эти отвары добавить немного квасцов ( примерно два процента ) то тона будут усилены. Кора вербы или ольхи придаст светлой древесине черный оттенок. Молодые побеги тополя позволяют получить оранжевые оттенки , для этого ветки тополя   кипятят в воде около одного часа а затем добавляют квасцы . После фильтрования  раствор выдерживают в светлом помещении около недели , после чего он постепенно начинает приобретать цвет.  Если в этот же раствор добавить  немного отвара коры дуба, то  раствор приобретет зеленоватый цвет. Раствор марганцовки придаст древесине сначала алые, а затем коричневые тона Цвет мореного дуба можно имитировать  в растворе  металлических опилок  в уксусной кислоте.
Совсем казалось бы неожиданные  тона цветовых сочетаний образовываются в отваре из размельченных кофейных зерен с небольшим добавлением столовой соды. Затем перед вымачиванием в этом отваре шпон заранее протравливают в очень горячем растворе так  называемых квасцов.
Растения обычно являются хорошими источниками многих натуральных  красок. Раствор из них нужно готовить достаточно сильной концентрации.
Как правило, при реставрации мебели старые покрытия снимаются не полностью, а  по необходимости просто утоньшаются.  И в этом случае сохранившийся   слой лака может послужить выдержанным грунтом  при дальнейшей обработкой шеллачной политурой. Подготавливать древесину , которая идет для восполнения утрат при реставрации мебели , можно с помощью грунтовки. В качестве грунта  при реставрации полированной мебели обычно применяют шеллачный лак. В  прошлом  для отделки мебели особенно из ценных пород древесины , всегда применяли шеллачные политуры.
Также  для грунтования под прозрачное покрытие можно использовать олифу  а также паркетные масляные лаки. После грунтования и просушки поверхность необходимо обработать мелкозернистой шкуркой.
Мастикование. В реставрации мебели очень часто возникает потребность восполнять  отверстия , сколы и трещины в древесине. С этой целью используют мастики. Также мастики можно использовать для подготовки поверхности под не прозрачную отделку, а также для подготовки под  фанеровку. Мастику можно приготовить самостоятельно используя столярный клей и мелкие древесные опилки ( так называемую древесную муку ). Когда деревянная или полированная мебель поступает на реставрацию то необходимо определить первоначальный материал , для того чтобы в процессе реставрации применять точно такой же.
Раньше для изготовления мебели с применением ценных  древесиных пород, применяли шеллак. Так же и при реставрации необходимо использовать материалы максимально приближенные к оригиналу. Для консервации обычно применяют реставрационные воски – это воск прошедший очистку.
Все шеллачные лаки  можно тонировать спиртовыми красителями. К примеру для  того чтобы  сделать черный тон обычно применяют нигрозин. 

2012, Реставрационная мастерская «Ars Long»

 телефоны: 8(495) 201-36-53,  8 (926) 468-04-06 .

Яндекс.Метрика   Рейтинг@Mail.ru