ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ, ПРЕДШЕСТВУЮЩИЕ ПРОВЕДЕНИЮ РЕСТАВРАЦИИ
1. Начальные исследования
Довольно редко экспонаты минувших веков доходят к нам в своем первозданном виде. Их облик, и качества меняются уже практически сразу же по продаже из мастерской, Неумолимо и медленно влияет на них время, порой неожиданно и дерзко их меняют пристрастия людей, и веяния моды. К тому времени пока старая домашняя мебель не подпадет в категорию антиквариата, ее довольно часто переделывают, и поновляют, приспосабливая к тенденциям моды нового времени . Главной целью любого обновления являлось в основном желание придать свежесть помутневшим лаковым покрытиям. И к сожалению довольно редко беспокоились о сохранении нюансов ; форма часто менялась в зависимости от эпохи ,эстетических взглядов .
Со временем понятие обновление было заменено термином реставрация мебели. Слова реставрация подразумевала под собой укрепление оставшихся конструктивных элементов, удаление различных лаковых наслоений и последствий неквалифицирован
Практика реставрации в наше время ставит на первое место вопрос консервации. Основное сегодня - это не воссоздание внешнего облика , а стабилизация сохранности памятника, дошедшего до нас сквозь столетия . Из - за этого появляется потребность в изучении и анализе причин, которые вызывают разрушение мебельных экспонатов, в выявлении мер по их предотвращению и устранению . Правильное решение этой задачи , без заранее проведенных технологических и визуальных исследований не представляется возможным.
Результаты подобных исследований неоценимо важны для реставратора, работающего в музее. Применяя их, возможно более профессионально применять меры, прекращающие разрушение экспонатов, становиться возможным планировать реставрационные мероприятия , их очередности и целесообразности .
Качественно проведенные исследования делают, создают платформу для квалифицированно
Наиболее простой способ осмотра это визуальный , который позволяет определить общее состояние сохранности предмета.
При предварительном осмотре нужно подметить все особенности мебели ее конструкции и основы, установить породу древесины на основе и из какого сорта дерева сделана фанеровка, при сомнениях -можно взять небольшую пробу для исследования в лаборатории . Нужно отмечать выявленные особенности в реставрационном паспорте. Также следует обращать свое внимание на вот какие детали, к примеру, наличие надписей, наклеек, надписей и клейм. Описывается сохранность основы - отсутствие или наличие с древоточца, меру поражения основы и ее элементов. Описывается состояние шиповых соединений, помечаются участки повреждений облицовки , точное количество утрат вздутий и отслоений. В конце нужно внимательно просмотреть и установить, наличие или отсутствие дополнительных поздних укреплений и наличие добавочных элементов.
Очень важную информацию о предыдущих реставрациях дают гвозди, использовавшиеся для обивки , и количество гвоздевых отверстий на рамах . Это позволяет определять , первоначальную обивку сидения. Постарайтесь внимательно осмотреть набивочные и покрывные материалы мягкого пружинного сидения стула, дивана, кресла, на обнаружение моли ,жуков-короедов, или , других вредоносных насекомых а также следов их жизни.
Во время осмотра выявляю различные повреждения древесины, нанесенные вредителями биологического характера , к примеру таких как гниль, и плесень. Гниль и плесень заметны на древесине в виде серых или белых волокон, пленок с серебряным цветом или похожих на вату хлопьев.
Чтобы обнаружить разрушения находящиеся внутри дерева , поврежденного жуком-точильщико
Для гораздо более точного определения состава старого красочного и лакового слоя можно взяты образцы с целью проведения дополнительных научных исследований лаборатории.
В наше время методы лабораторного исследования применяют все чаше в реставрационной музейной практике. Особенно важно с все визуальные наблюдения сопровождать фото фиксацией. В ходе реставрации фото фиксацию делают не менее трех раз . Как правило это съемка до реставрации , в процессе реставрации и после реставрации.
Снимают не только общий вид но и фрагментарно снимают дефекты поверхности , утраты , вздутия и т.д. Применяя специальные приемы освещения , можно отснять дефекты не видные при обычном освещении.
Реставрационная музейная практика на опыте показала, что для фото фиксации мебели наиболее удобны снимки размером восемнадцать на двадцать четыре сантиметра.
Фотография должна давать наиболее точное представление о размерах детали. Поэтому вместе с предметом снимают линейку с масштабом. Из-за того что в процессе работы предмет фото фиксируется через промежуточные промежутки времени, нужно делать условия съемки одинаковыми.
Сделав предварительные наблюдения и исследования, напечатав снимки , получив от химической лаборатории результаты проб , реставратор пишет проект реставрации и обоснование для нее , которые предоставляет на рассмотрение реставрационному совету. В реставрационный совет входят реставраторы, научные сотрудники, хранители заведующий отделом реставрации и главный хранитель который и возглавляет совет. В случае необходимости в совет могут приглашаться различные специалисты .
Решения принимаемые на реставрационном совете , будут являться заданием на реставрацию , и служить пошаговой инструкцией по выполнению реставрационных работ.
Если по мере продвижения работы, возникнут какие либо трудности , то реставрационный совет собирается вновь и коллегиально решаются все проблемы и повторно пишется задание на реставрацию с определенной корректировкой.
По завершении всех реставрационных мероприятий , составляется паспорт , содержащий в себе все данные о ходе работ, с подробным описанием примененных методик .
Источник: "Реставрация мебели" Ильин И.В. Солдаткин А. В.