Спасем для мира красоту

+7(495) 201-36-53

Подготовительные работы перед реставрацией

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ, ПРЕДШЕСТВУЮЩИЕ ПРОВЕДЕНИЮ РЕСТАВРАЦИИ

 

 

1. Начальные исследования

 

 

Довольно редко экспонаты минувших веков доходят к нам в своем первозданном виде. Их облик, и качества меняются уже практически сразу же по продаже из мастерской, Неумолимо и медленно влияет на них время, порой неожиданно и дерзко их меняют пристрастия людей, и веяния моды. К тому времени пока старая домашняя мебель не подпадет в категорию антиквариата, ее довольно часто переделывают, и поновляют, приспосабливая к тенденциям моды нового времени . Главной целью любого обновления являлось в основном желание придать свежесть помутневшим лаковым покрытиям. И к сожалению довольно редко беспокоились о сохранении нюансов ; форма часто менялась в зависимости от эпохи ,эстетических взглядов .

 

 

Со временем понятие обновление было заменено термином реставрация мебели. Слова реставрация подразумевала под собой укрепление оставшихся конструктивных элементов, удаление различных лаковых наслоений и последствий неквалифицированных ремонтов, восполнение утрат и прочие операции. Эти и многие другие операции совсем недавно делались практически в слепую , на ощупь, что довольно часто приводило к повреждению мебели.. На данный момент реставрация антикварной мебели производится после ее тщательного исследования. Подобные исследования очень важны для обнаружения степени сохранности и причин повреждений мебели , а также ее особенностей и техники изготовления. Эти исследования нужны , для того чтобы подобрать материалы для работы , взаимодействие в свою очередь которых с оригинальными материалами не будет вызывать в будущем негативных последствий.

 

Практика реставрации в наше время ставит на первое место вопрос консервации. Основное сегодня - это не воссоздание внешнего облика , а стабилизация сохранности памятника, дошедшего до нас сквозь столетия . Из - за этого появляется потребность в изучении и анализе причин, которые вызывают разрушение мебельных экспонатов, в выявлении мер по их предотвращению и устранению . Правильное решение этой задачи , без заранее проведенных технологических и визуальных исследований не представляется возможным.

 

Результаты подобных исследований неоценимо важны для реставратора, работающего в музее. Применяя их, возможно более профессионально применять меры, прекращающие разрушение экспонатов, становиться возможным планировать реставрационные мероприятия , их очередности и целесообразности .

 

Качественно проведенные исследования делают, создают платформу для квалифицированного выполнения реставрации. Затем проводится описание экспоната: время его создания, место производства , техника и школа исполнения, при случае , выявляется автор памятника. Затем, как правило, по картотечным данным получают информацию по истории , предыдущим реставрациям и т.д.

 

 

Наиболее простой способ осмотра это визуальный , который позволяет определить общее состояние сохранности предмета.

 

 

 

При предварительном осмотре нужно подметить все особенности мебели ее конструкции и основы, установить породу древесины на основе и из какого сорта дерева сделана фанеровка, при сомнениях -можно взять небольшую пробу для исследования в лаборатории . Нужно отмечать выявленные особенности в реставрационном паспорте. Также следует обращать свое внимание на вот какие детали, к примеру, наличие надписей, наклеек, надписей и клейм. Описывается сохранность основы - отсутствие или наличие с древоточца, меру поражения основы и ее элементов. Описывается состояние шиповых соединений, помечаются участки повреждений облицовки , точное количество утрат вздутий и отслоений. В конце нужно внимательно просмотреть и установить, наличие или отсутствие дополнительных поздних укреплений и наличие добавочных элементов.

 

 

Очень важную информацию о предыдущих реставрациях дают гвозди, использовавшиеся для обивки , и количество гвоздевых отверстий на рамах . Это позволяет определять , первоначальную обивку сидения. Постарайтесь внимательно осмотреть набивочные и покрывные материалы мягкого пружинного сидения стула, дивана, кресла, на обнаружение моли ,жуков-короедов, или , других вредоносных насекомых а также следов их жизни.

 

 

Во время осмотра выявляю различные повреждения древесины, нанесенные вредителями биологического характера , к примеру таких как гниль, и плесень. Гниль и плесень заметны на древесине в виде серых или белых волокон, пленок с серебряным цветом или похожих на вату хлопьев.

 

Чтобы обнаружить разрушения находящиеся внутри дерева , поврежденного жуком-точильщиком, его простукивают пальцем. Если звук слабый, то это свидетельствует о наличии внутренних разрушений в древесине. Явным признаком поражения является наличие небольших овальных летных отверстий , и во время простукивания из них высыпается древесная мука. Зараженную мебель нужно изолировать, чтобы избежать инфицирования здоровых экспонатов. Особое и тщательное внимание уделяется состоянию лакового слоя, а также обнаружению следов предыдущих реставраций. Во время определения текстуры и цвета древесины необходимо принимать во внимание потемневшую лаковую пленку, а именно ее влияние на первоначальный колорит мебельной поверхности. При определении сорта лака, в случае возникновения сомнений в авторстве лакового слоя , нужно произвести зондирование химическим или механическим способом. При наличии многослойных красочных покрытии выполняют пробные небольшие расчистки, фиксируя цвет , и толщину слоя . Использование химических растворителей делает возможным более точно определять природу красочного материала и исключить возможность повреждения древесины.

 

 

Для гораздо более точного определения состава старого красочного и лакового слоя можно взяты образцы с целью проведения дополнительных научных исследований лаборатории.

 

В наше время методы лабораторного исследования применяют все чаше в реставрационной музейной практике. Особенно важно с все визуальные наблюдения сопровождать фото фиксацией. В ходе реставрации фото фиксацию делают не менее трех раз . Как правило это съемка до реставрации , в процессе реставрации и после реставрации.

 

 

Снимают не только общий вид но и фрагментарно снимают дефекты поверхности , утраты , вздутия и т.д. Применяя специальные приемы освещения , можно отснять дефекты не видные при обычном освещении.

 

Реставрационная музейная практика на опыте показала, что для фото фиксации мебели наиболее удобны снимки размером восемнадцать на двадцать четыре сантиметра.

 

Фотография должна давать наиболее точное представление о размерах детали. Поэтому вместе с предметом снимают линейку с масштабом. Из-за того что в процессе работы предмет фото фиксируется через промежуточные промежутки времени, нужно делать условия съемки одинаковыми.

 

 

Сделав предварительные наблюдения и исследования, напечатав снимки , получив от химической лаборатории результаты проб , реставратор пишет проект реставрации и обоснование для нее , которые предоставляет на рассмотрение реставрационному совету. В реставрационный совет входят реставраторы, научные сотрудники, хранители заведующий отделом реставрации и главный хранитель который и возглавляет совет. В случае необходимости в совет могут приглашаться различные специалисты .

 

 

Решения принимаемые на реставрационном совете , будут являться заданием на реставрацию , и служить пошаговой инструкцией по выполнению реставрационных работ.

Если по мере продвижения работы, возникнут какие либо трудности , то реставрационный совет собирается вновь и коллегиально решаются все проблемы и повторно пишется задание на реставрацию с определенной корректировкой.

По завершении всех реставрационных мероприятий , составляется паспорт , содержащий в себе все данные о ходе работ, с подробным описанием примененных методик .

Источник: "Реставрация мебели" Ильин И.В. Солдаткин А. В.


2012, Реставрационная мастерская «Ars Long»

 телефоны: 8(495) 201-36-53,  8 (926) 468-04-06 .

Яндекс.Метрика   Рейтинг@Mail.ru